Программа деятельности детской организации «ЛУЧ»
Пояснительная записка
За основу данной программы взята программа деятельности СНТ «Путь к наследию». В основу положены принципы гуманистической педагогики:
- Признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
- Уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- Обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;
- Уважительные отношения между взрослыми и детьми;
- Опора в воспитании на национальные особенности;
- Создание ситуации успеха;
Ожидаемые результаты:
- Создание системы единых действий по воспитанию детей;
- Оздоровление детей и привитие ответственного и осмысленного отношения к жизни и здоровью;
- Умение использовать опыт организационной работы в коллективе;
- Рост чувства собственной значимости и активности каждого подростка и умение найти себя в коллективе сверстников, опираясь на собственный потенциал;
- Приобретение навыков выживания и умение применять их в ситуации;
- Обеспечение интересного досуга. Массовое участие в культурном досуге.
В работе по основным направлениям программы используются различные формы деятельности в зависимости от возрастных особенностей степеней роста членов организации. В организацию входят 3 группы возрастных объединений:
- 1-4 классы ( 7-10 лет );
- 5-8 классы (11-13 лет);
- 9-11 классы (14-17 лет);
Место идей и положений программы:
Апробация идей и проектов программы осуществляется в процессе деятельности ДО «Луч», созданной в сентябре 1995 года в Большеполянской СОШ Алексеевского района РТ.
В основе функционирования организации лежит деятельность основных семи направлений. Координирует работу Президент и штаб Актива, созданный путем выборного представителя от каждого класса. Работа направлений строится на основе перспективного (на учебный год) планирования.
Цели и задачи:
ДО преследует цель создать школьную жизнь интересной и увлекательной. ДО решает следующие задачи:
- Развивать индивидуальные качества ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
- Развивать инициативу и творчество ребят в процессе КТД;
- Быть полезным окружающим людям;
- Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
- Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения, общения, досуга;
- Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
- Организация коллективной, познавательной, культурной и спортивной деятельности;
- Расширение форм досуга школьников.
Основные принципы программы:
Принцип культуроспособности:
Осуществление содержания программы на основе общечеловеческих ценностей, формирование самосознания внутренней потребности личности в совершенствовании.
Принцип личностной ориентации:
Содержание программы предусматривает учет индивидуальности ребенка в реализации всех видов деятельности.
Принцип креативности (творчества):
Самореализация детей и подростков в творческой обстановке и при участии творческого педагога.
Принцип демократизации:
Единство, равноправие и сотрудничество педагогов и воспитанников в реализации содержания программы.
Содержание программы
Программа состоит из семи проектов, каждый из которых предполагает деятельность по следующим основным направлениям:
· Здоровье
· Учеба
· Краеведение
· Милосердие
· Культура
· Компас лидера
· Досуг
В работе по основным направлениям программы используются различные формы деятельности в зависимости от возрастных особенностей трех ступеней роста членов организации. Первая ступень соответствует возрасту учащихся 2-4 классов, вторая – 5-8, третья – 9-11.
Проект «Интеллект 21 века»
Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Содержание совместной работы:
· Вечера познавательных тайн;
· Конкурс «Ученик года»;
· Занятия в предметных кружках;
· Предметные олимпиады;
· Конкурс «Компьютер и мы»;
· Что? Где? Когда?
Проект «Мы за здоровый образ жизни»
Цель: укрепления здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.
Содержание совместной работы:
· Беседы по пропаганде ЗОЖ;
· Встреча с мед. Работниками;
· Конкурс рисунков;
· Походы и соревнования;
· Смотры физической подготовки;
· Спартакиады;
· Занятия в спортивных кружках и секциях;
· День здоровья;
· Конкурс «Самый здоровый класс»;
· Ежедневная зарядка;
· Большая игра «Здорово живешь»;
· КВН «Твое свободное время – твое здоровье»;
· Участие в районных, республиканских соревнованиях;
Проект «Тайны родного края»
Цель: формирование любви к Родине, бережного отношения к народной памяти, уважение к историческому прошлому, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции, приобщение учащихся к истокам русской народной культуры.
Содержание совместной работы:
- Викторины на знание истории быта, традиции своего родного края;
- Масленица;
- Сбор краеведческого материала;
- Создание летописи своего села;
- Концерты «Преданья старины глубокой»
- Выставка «Из бабушкиного сундука»
Проект «Кто, если не мы»
Цель: участие детей и подростков в общественно значимой деятельности, формирование их гражданской позиции.
Содержание совместной работы:
· Встреча с ветеранами ВОВ;
· Тимуровский рейд «Забота»;
· Военно-спортивные игры;
· Смотры строевой подготовки;
· Посещение музеев;
· Шефство над памятниками;
Проект «Красота спасет мир»
Цель: развитие трудовых навыков и умений детей, содействие юношеству в выборе профессии, участие детей и подростков в общественно значимой деятельности.
Совместное содержание работы:
- Эстафеты любимых занятий;
- Ролевые игры «Город веселых мастеров»;
- Организация и систематическое проведение акций и трудовых десантов по поддержанию чистоты, благоустройству класса, школа, улицы, села;
- Изготовление и ремонт школьного инвентаря и наглядных пособий;
- Встречи с людьми данных профессий;
- Деятельность ученических производственных бригад.
Проект «Компас Лидера»
Цель: формирование условий для активизации работы актива ДО, органов самоуправления, развитие лидерских качеств, организаторских способностей и умение работать в коллективе, вести за собой сверстников.
Содержание совместной работы:
- Учеба отрядных вожатых;
- Сборы;
- Заседание штаба актива;
- День рождения СНТ;
- Районный конкурс «Замечательный вожатый»;
- Фестиваль ДО;
- Освоение специальностей;
- Костер дружбы;
Проект «Шире круг»
Цель: организация досуга школьников.
Содержание работы:
- Веселые переменки;
- Юморина;
- КВНы;
- Дискотеки;
- Организация и проведение праздников, вечеров, утренников;
Используемая литература:
- «Наставник – юниор», Казань 1999г.
- М.А.Калугин «После уроков», 1998г.
- Н.И.Панфилова Сценарии школьных праздников « 35 суббот + каникулы». Москва новая школа 2001
- И.Лебедева «Здравствуй, праздник!»
- С. Афанасьев, Последний звонок.
- С.Афанасьев, Триста творческих конкурсов.
- История создания пионерской организации Татарстана
- С.Афанасьев «Сто отрядных дел»
- Праздник в подарок
- С.П.Федоров, Культура здоровья подростков
- С.В.Кульневич, «воспитательная работа в средней школе»
- Сборник нормативных правовых документов и мет. Материалов по детскому движению
- Ш.А.Амонашвили «Школа жизни»
- С. Афанасьев, с. Коморин «Что делать с детьми в лагере»
- Шпаргалка вожатого
- Школа радости. Нам праздник учиться и жить помогает
|