Основные направления развития образования на ближайшие четыре года
одобрила сегодня коллегия Минобрнауки РФ в ходе обсуждения госпрограммы
«Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной
модели образования в 2009-2012 годы». Общий объём финансирования
программы составит свыше триллиона рублей. Из них 360 миллиардов будет
выделено из федерального бюджета, остальные из бюджетов субъектов РФ и
внебюджетных источников.
Уже к 2012 году внедрение современной модели образования
должно пройти на всех уровнях образования — от детсадовского до
послевузовского. Компетентностный подход заменит механическую «накачку»
знаниями не только в вузах, но и школах. В старших классах будет
сделана ставка на специализацию и профориентацию.
Кроме того, госпрограмма предлагает обязать все образовательные
учреждения ежегодно публиковать в интернете отчёты о своей
образовательной и хозяйственной работе. Сейчас это делают только 5
процентов учреждений. В 90 процентах учебных заведений должны появиться
попечительские советы, которые будут оценивать качество учебного
процесса. В госпрограмме прописано и такое нововведение, как соцопросы,
с помощью которых можно будет выявлять удовлетворённость выпускников
полученным образованием. Согласно проекту через год после окончания
школы довольными должны остаться хотя бы 60 процентов выпускников.
В госпрограмме ставка делается и на непрерывность образования. Пока
в него вовлечены около 10 % населения, так что Россия значительно
отстаёт от развитых стран мира. К 2012 году по оценкам директора
Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования
Минобрнауки Игоря Реморенко, этот показатель должен возрасти до 27%.
В системе высшего образования окончательно оформится ядро лидеров —
федеральные и исследовательские университеты. Именно на них возложена
задача достичь уровня, позволяющего конкурировать с лучшими зарубежными
вузами. Через четыре года авторы проекта госпрограммы хотят видеть
отечественные университеты в международных рейтингах не ниже 500-го
места.
Ожидается повышение доли (не менее 20%) внебюджетных средств в общем
объёме инвестиций в сферу профессионального образования. Увеличение
доли средств, привлечённых через НИР и НИОКР в структуре доходов вузов
должно возрасти с 5 до 20 процентов. Планируется также повысить
финансирование фундаментальных исследований в вузах с 5 до 16 процентов
всех средств.
По итогам реализации госпрограммы предполагается, что 20 процентов
выпускников вузов получат международное приложение к диплому, а не
менее полутора процентов программ образовательных организаций будут
аттестованы в международных ассоциациях.
Вопреки радужности перспектив развития российского образования
остаётся немало вопросов. Например, какова судьба вузов, отнесённых к
«третьему разряду». В первую очередь, судя по всему, пострадают
заочники. «Вузы, где учатся по 100 тысяч студентов, из которых 70-80
тысяч экстерном, — это чистая торговля дипломами, — заявил министр
образования Андрей Фурсенко. — На сегодняшний день
нет технологий, позволяющих вести дистанционное образование в таких
масштабах. А, значит, это обман, и мы не должны стесняться о нём
говорить. Надо сузить круг таких вузов, но подумать при этом, как
защитить интересы ребят, которые там учатся».
Появится и будет узаконен новый уровень обучения — технический
бакалавриат. Формально это будет считаться высшим образованием. Однако
фактически готовить таких специалистов будут техникумы или колледжи,
интегрировавшиеся в состав вузов. Тем самым, убеждены в Минобрнауки,
можно будет «избежать потерь времени на получение высшего образования
после окончания среднего учебного заведения», а заодно и сделать выбор
высшего образования «более осмысленным».
Проект госпрограммы будет дорабатываться до 20 сентября, после чего его представят на рассмотрение в правительство РФ. источник Наука и технологии России
|