В последние годы большую актуальность приобретают вопросы подготовки учащихся к жизни, к труду, формирование у них самостоятельности мышления, активной жизненой позиции. Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразование- неотемлемые составные части жизни каждого работника производства. Поэтому важно со школьных лет обучать молодежь этим умениям, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебной работы. Обучение химии вносит существенный вклад в подготовку учащихся к трудовой деятельности: они получают определенные знания о веществах и их взаимодействиях, о законах и теориях, о роли химии в решении народнохозяйственных задач, приобретают умения наблюдать явления, ставить химические опыты, работать с учебником и справочной литературой, делать выводы. Необходимо, обучая учащихся предмету, чаще предоставлять учащимся возможность самостоятельно работать с книгой на уроках. Эти умения важны для пополнения знаний путем самообразования и для последующей трудовой деятельности.
Главная цель самостоятельных работ- формирование у учащихся самостоятельности мышления, создание у них системы знаний.
Сущность метода самостоятельной работы составляет сам процесс познавательной деятельности. Этот процесс сложен и многообразен. Различают три главных звена самостоятельной деятельности учащихся:
1. Выделение школьником познавательной задачи, т.е. умение выбрать цель, увидеть задачу;
2. Подбор, определение и применение адекватных способов действий, ведущих к решению задачи, т.е. умение выбрать пути и средства для ее решения;
3. Выполнение операций контроля за тем, решается ли поставленная задача найденными иприменяемыми способами, т.е. умение применять усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи.
Все формы самой работы учащихся на уроках подчиняются единым принципам. Главный из них- направленность заданий на формирование и развитие основных понятий химии в процессе обучения. Другой важный принцип- это подчиненность самостоятельных работ целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, что при их проведении предусматривается последовательное усложнение заданий как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Каждое задание в системе направлено на достижение определенных дидактических целей. Самостоятельные работы разных видов сочетаются друг с другом.
Самостоятельные работы классифицируют по следующим признакам:
1. Дидактические цели (сам. работы для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала, для изучения нового материала, для систематизации знаний, для закрепления знаний, проверочные, контролирующие.)
2. Характер познавательной деятельности учащихся (копирующего характера, частично-поискового, исследовательского характера).
3. Форма организации работы учащихся (фронтальные,групповые, индивидуально-дифференцированные).
4. Источник знаний и средства обучения (с учебником, справочником; по составлению плана, конспекта; с раздаточным материалом; по выполнению хим. опытов; с устным и письменным решением расч. и качественных задач; по написанию хим. диктантов).
1. Организация самостоятельной работы учащихся при повторении и закреплении опорных знаний и умений.
Цель: Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Это значит прежде всего повторить факты, понятия, теоритические положения, с которыми связано содержание нового материала, т.е. воспроизвести опорные знания. Учителю необходимо проверить усвоение этих опорных знаний, чтобы убедиться в готовности учащихся к изучению нового материала.
Формы организации работы:
а) фронтальные письменные работы частично-поискового характера;
б) групповые самостоятельные работы;
в) комбинированные задания (составление химических уравнений и проведение лабораторных опытов).
Способы проверки знаний:
а) использование тестов;
б) химических диктантов;
в) заданий для самопроверки правильности ответов.
Задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала должны предусматривать такие действия учащихся, в которых бы проявились умения, необходимые для овладения новым учебным материалом. Важно при отборе содержания для самостоятельной работы предусмотреть не только повторение опорных знаний и умений, но и научить приемам умственных действий, которые необходимы при усвоении новых знаний. |